Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ТЕРРИТОРИЯ РУ

 

Креативная реконструкция культурной традиции России, Украины и Белоруссии

 

Анатомия "пенья"

 

Плясовая традиция

 

Реконструкция костюма

 

По этнографическим материалам 15-20 вв

 

НАША ТРАДИЦИЯ -

www.НашаТрадиция.рф

- ремесло, мастер-классы,

проведение праздников

СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ - ОДНОДВОРЦЫ -

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ

 

Здесь мы будем постепенно выкладывать материал об однодворцах.

Нас интересует всё: происхождение, миграция, быт, костюм, однодворческие сёла и другое.

Материал выкладывается небыстро.

 

КОСТЮМ

 

ТАМБОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ

 

 

 

 

Рубаха. 1895 г. 

Село Уварово, борисоглебский уезд, Тамбовская губерния.

Лён, шёлк, вышивка набором 63 х 160.

Поставлена в 1984 из экспедиции ГРМ (государственный Русский музей) в Тамбовскую область..

 

 

Юбка. Вторая половина 19 века. Тамбовская губерния.

Шерсть, ткачество, вышивка, аппликация. 99 х 256. Пост. из КМ (Петербургский Кустарный музей).

 

 

Головной убор - "чепец". Конец 19 века. Козловский уезд, Тамбовская губерния.

Галун, шёлковые ленты, бархат, перламутр, цветное стекло, низанье. 11,5 х 21; 18 х 33.

Пост. в 1985 г. из экспедиции ГРМ в Тамбовскую область.

 

Фотографии опубликованы в книге "Женский народный костюм в России в XVIII - XX веков".

 

 

 

 

 

 

 

 

Из этой же книги:

"Литературный критик В.П. Боткин как-то вместе с А.А. Фетом проезжал по деревням Орловской губернии. Боткин потом с восторгом писал И.С. Тургеневу: "Не могу не сказать о женщинах, или точнее - одеждах их. Говорят, что однодворческие женщины давно одеваются так, а именно: рубашки с высоким воротом, вроде мужской, с широкими, к концу суживающимися рукавами; юбка красная и широкая, обшитая чёрной или синей каймой, плотно охватывает стан. Грациознее и провакантнее этой одежды трудно выдумать, особенно на молодых девушках".

 

 

Рубаха. Первая половина 19 века. Рязанская губерния.

Лён, шёлк, вышивка счётной гладью и двусторонним крестом. 53 х 150. Пост. из КМ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

Юбка. Вторая половина 19 века. Тамбовская губерния.

Шерсть, ткачество, вышивка, аппликация. 96 х 248. Пост. из КМ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из этой же книги:

"Однодворцы в Российской империи - особый класс военных земледельцев, живших в 16 - 17 веках на окраинах Московского государства и обязанных нести охрану пограничья. Поэтому однодворцы, во многом сохранившие традиционный уклад жизни и костюм, жили локальными группами на бывших приграничных землях, в центрально-черноземных губерниях России - Воронежской, Курской, Орловской, Тульской, Тамбовской, Пензенской и Рязанской. Правительство давало однодворцам небольшой земельный участок и одну семью (двор) из крепостных крестьян для его обработки. Фактически однодворцы занимали промежуточное положение между мелкими помещиками и крестьянами, но не слились ни с теми ни с другими, чем и обусловлено своеобразие их культурно-бытового типа".

 

Далее мы будем ещё много писать об этом, расширяя и уточняя данную выписку.

 

 Однодворческий костюм. Тамбовская губерния, Липецкий уезд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Под этим костюмом подписано "Воронежская губерния", но...надо выяснять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из книги "Восточнославянский этнографический сборник":

"Своеобразные культурно-исторические группы русского населения, отличные и по своей одежде, представляли однодворцы, казачество и русские сибиряки.

Однодворцы позже стали числиться казёнными крестьянами, но отличали себя от остальных крестьян, сохраняя сословную кичливость. Жили однодворцы и другие группы потомков военно-служилых людей (например, "крестьяне четвертного права") в Курской, Воронежской, Орловской, Тамбовской, Пензенской, Рязанской, Тульской губерниях. Их селения расположены по линиям бывших "засечных черт". Однодворцы не представляли этнографического единства, так как являлись переселенцами из разных мест, что сказалось и в комплексах женской одежды:

1. Рубаха с прямыми поликами или цельными рукавами, выкроенными вместе с плечевой вставкой, сарафан, пояс, кокошник. Этот костюм был принесен из центральных областей Московского государства.

2. Рубаха с прямыми поликами и отложным воротником, шерстяная полосатая юбка, иногда с названием "андарак", пояс-покромка, кокошник. Этот комплекс имеет много общего с одеждой населения западно-русских областей и белорусов, откуда частично вербовалось военно-служилое население.

3. Понёва и кичкообразный головной убор характерны для коренного южновеликорусского населения."

 

 

 

 

 

Тамбовская губерния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбовская губерния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбовская губерния

 

 

 

 

 

 

Кирсанский уезд Тамбовской губернии Слева направо сёла: Палевка, Балыклея, Инаковка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбовская губерния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Праздничный девичий костюм Тамбовской губернии начала 20 века

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Студёное, Липецкий уезд, Тамбовская губерния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значительный по сословному происхождению группой южнорусского населения явились однодворцы - потомки военнослужилых людей низшего разряда конца XVI - начала XVII в. (стрельцов, пушкарей, служилых казаков и др.). Служилые люди происходили в основном из замосковных уездов северно-среднерусской полосы и несли с собой на юг характерный севернорусский бытовой уклад. В социальном отношении однодворцы заняли промежуточное положение между крестьянами и мелкими помещиками, но не слились ни с теми, ни с другими, чем и обусловилось своеобразие их культурно-бытового типа.

      Позднее, в XVIII в. в степи после ее "замирения" происходило вторичное заселение земель крестьянами, беглыми и теми, кто был переселен помещиками из других губерний. Первые и более поздние переселенцы долго различались по этнографическим признакам, особенно в одежде: крестьянки из коренных жителей носили поневу и "рогатую" кичку, однодворки - костюм с сарафаном (либо полосатой юбкой) и кокошники. В XIX в. отдельные группы однодворцев были известны под прозвищами: "галманы" (иронич. - бранные, бестолковые) - однодворцы Воронежской, Тульской и Тамбовской губерний; "ионки" - часть однодворцев Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии (от ион - он), более образованные, чем другие, утратившие архаизмы в говоре, носившие городской костюм; "коннозаводские крестьяне", в состав которых были причислены для работы на конных заводах однодворцы Скопинского и других уездов Рязанской губернии. Имелись и общие прозвища-клички для однодворцев: "индюки" (гордые), "талагаи" (бездельники, невежи), "щекуны" (грубого нрава, говорившие "що" вместо "что") Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии. Различия между группами однодворцев были столь велики, что они не вступали между собой в родственные связи.

      Многие из перечисленных групп населения имели характерные культурные и языковые особенности. Сословные различия оказали влияние на обособление южнорусских говоров - большее, чем на Русском Севере. Говоры однодворцев, монастырских и помещичьих крестьян, мещан, казенных кузнецов, майданников обособились на сословной почве. В частности, на образование однодворческого говора влияли московский, западнополесский, орловско-калужский и восточнорязанский говоры, хранившие старые "степные" особенности, литовские говоры через выходцев из-за западного рубежа. В подмосковных местах однодворческий говор с аканьем, кагоканьем и мягким окончанием глаголов (-ть) постепенно исчез (Зеленин, 1913. С. 239; Чижикова, 1988. С. 33-37).

Однодворцы не были затронуты старообрядчеством, но у них, как и у другого южнорусского населения, появилось сектантство.

 

ФОТОГРАФИИ ПО ГУБЕРНИЯМ БУДУТ ПОСТЕПЕННО ДОБАВЛЯТЬСЯ.

 

ВОРОНЕЖСКАЯ ГУБЕРНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Женский праздничный костюм. Село Першино Нижнедевицкого уезда. Конец 19 - начало 20 вв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Праздничный костюм молодой женщины. Село Спасское Воронежского уезда. Конец 19-нач 20 вв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реконструкция. Елец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реконструкция. Елец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгородская область, село Береговое (бывш. Воронежская губерния).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Праздничный костюм с нагрудником пузаткой. Село Ксизово Задонского уезда. Конец 19-нач 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Праздничный костюм новобрачной из села Клёповка, Павловского уезда (из книги Мерцаловой "Поэзия народного костюма).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Праздничный костюма молодой женщины из села Никольского Воронежского уезда (из книги Мерцаловой "Поэзия народного костюма).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следующее описание относится к четырём нижеследующим фотографиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теперь немного занудства...

Из книги Толкачевой С.П. "Народный костюм Воронежской губернии".

Одной из самых многочисленных групп южнорусского населения были однодворцы. Специфика жизни в приграничных районах, социально-экономические условия, определенная сословная замкнутость наложили отпечаток на все стороны их жизни. Эти особенности проявлялись и в то время, когда однодворцы были переведены в разряд государственных крестьян. Многие исследователи отмечали, что однодворцы долгое время считали себя привилегированным сословием. Как пишет Д.К. Зеленин: «Наследственная дворянская гордость однодворцев - характерная черта, о которой согласно говорят почти все наблюдатели». (Зеленин Д.К. Талагаи (щекуны) и «цуканы». Этнографический очерк // Памятная книжка Воронежской губернии на 1907 г. Отдел III -научно-литературный. Воронеж, 1907. С.2). Еще в 1880-е годы однодворцы не заключали браки с крестьянами, «...молодежь однодворческая гуляла отдельно от крестьянской». Интересно, что такое положение сохранялось и в более позднее время. Например, в селе Ксизово Задонского уезда однодворцы в начале XX века даже в церкви стояли отдельно от бывших помещичьих крестьян.

Д.К. Зеленин, признавая территориальную разбросанность однодворческого населения, неоднородность их культуры, тем не менее, выделял их в особый «этнографический тип». К однодворцам он относил потомков служилых людей «по отечеству», большею частью «детей боярских». Служилых людей «по прибору» он назвал условно «казаками». Вероятно поэтому, выделяя особенности культуры однодворцев, он в первую очередь дает характеристику жилища, костюма, языка, присущего именно служилым людям высшего разряда, среди которых преобладали выходцы из «замосковных» уездов. Поэтому, описывая костюм однодворцев, он отмечает, что «...теоретически костюм однодворцев был дворянский или приближался к нему». Разнородная культура многочисленных «казаков» Зелениным не рассматривалась как однодворческая.

По мнению Л.Н. Чижиковой, «...однодворцы не составляли особую этнографическую группу... в культуре однодворцев не было этнографического единства. Выделяемые Д.К. Зелениным особенности были свойственны и другим категориям южнорусского крестьянства». (Чижикова Л.Н. Русско-украинское пограничье. ...С.36.) Действительно, если рассматривать культуру однодворцев в целом, то она отличается многовариантностью составляющих ее компонентов.

Костюм однодворцев Задонского, Воронежского, Землянского уездов в большей степени, чем одежда других групп населения, сохранял элементы старинного дворянского костюма. Женскую рубаху с прямыми поликами, пришитыми по утку, шили из конопляного или льняного домотканого полотна, а в конце XIX века и из фабричных тканей. Большой отложной воротник украшали кружевом, вышивкой или делали из красной хлопчатобумажной ткани. Воротник подвязывали шелковыми лентами разных цветов. По покрою и способу ношения такой воротник очень близок к древнерусским воротникам-«козырям». Эти воротники известны, кроме Воронежской губернии, в некоторых местах Московской, Тульской, Курской, Орловской губерний, а также характерны для одежды белорусов, литовцев, северных украинцев.

О появлении отложного воротника на рубахах однодворческого населения существуют разные мнения. Одни исследователи (Н.И. Лебедева, Д.К. Зеленин) связывают это с польским влиянием, другие (Л.Н. Чижикова, И.П. Попова) - со старинным костюмом московского населения XVI-XVII веков. Рукава рубахи кроили широкими, длинными, с оборкой из лент, кружева или кисеи. Полики рубахи украшали ткаными полосами красного цвета и вышивкой. Чаще всего для вышивки использовали конопляные нитки, окрашенные в красный цвет, поэтому геометрический орнамент на рубахе получался рельефным. Рубахи с отложными воротниками имели несколько вариантов оформления. Широкое распространение получила отделка рубах красной «перетыкой», которые дополнялись вышивкой. В селах Задонского уезда полики рубахи расшивали орнаментом в виде восьмилопастной остроугольной розетки, выполненной красными и черными нитями. В конце XIX века появляются рубахи, сшитые из тонких фабричных тканей. Рукава таких рубах нередко шили из кисеи на подкладке из красного ситца. Холщовые рубахи декорировали аппликациями из кумача.

Поясную одежду - юбку - выкраивали из 5-7 полотнищ шерстяной домотканой ткани в полоску. Полосы были самой разнообразной расцветки: зеленые, белые, красные, желтые, розовые, но всегда с преобладанием красного цвета. В селе Чертовицкое Воронежского уезда наряду с юбками в разноцветную полоску носили юбки в бело-красную полоску (ширина полос 7-10 см), которые дополнительно украшали полихромной вышивкой в виде цветочных букетов, розеток. В селе Новосильское Землянского уезда полосы юбки ткали «в челнок» («рябая юбка», «челноковая юбка»), т.е. на полосах получались неравномерно окрашенные участки. В селах Эртиль, Щучье, Ясырки, Большой Самовец, Щучьи Пески Бобровского уезда полосатые юбки называли «подзёмки». Слово «подземка» образовалось в воронежских говорах от существительного «земля, низ».

Во многих селах праздничные юбки подвергали лощению, по низу украшали широкой полосой из черного хлопчатобумажного бархата, которая усиливала яркость цветовой композиции костюма, нашивками из лент, тесьмы. В селах Балахна, Сцепное, Дегтявое, Ольшанец, Замятино, Ксизово Задонского уезда юбки гофрировали и отделывали аппликацией из бархата.

В Воронежском и Землянском уездах молодые женщины в праздники надевали душегреи. Их шили из «золотой» парчи или шелковой ткани, длиной до талии, с жесткими мелкими складками на спинке и с широкими лямками. Осенние душегреи были с рукавами и для их изготовления использовали плис. Украшали душегрею аппликациями из лент, вышивкой разноцветными нитями.

Однодворцы Задонского и Землянского уездов с юбкой из фабричных тканей или с полосатой домотканой юбкой носили жилетки.

В селах Задонского и Воронежского уездов бытовала «пузатка». Ее шили из белой домотканой льняной или конопляной ткани с бранным рисунком. Между передним и задним полотнищем нагрудника вшивали от 2 до 7 клиньев, расширяющихся к низу. Разрез ворота был круглый, посередине спинки внизу делали короткий или длинный разрез, который украшали вышивкой или тесьмой. Длинные рукава, скошенные к кисти, собирали сборками у плеча.

Головной убор - кокошник, в форме высокой цилиндрической шапочки на твердой основе, - обшивали серебристым позументом или парчой и отделывали по краю черной бархатной лентой, чтобы подчеркнуть белизну лица. Сзади голову прикрывали узкой позатыльней, расшитой золотными или серебряными нитями. Молодые женщины покрывали кокошник тонкой тканью-«дымкой». Кокошник был обязательным элементом праздничного костюма молодухи в первый год замужества. Считалось неприличным, если она выйдет в церковь без этого старинного убора. В зимнее время кокошник носили с «подбороднею» в виде полосы ткани, украшенной тесьмой и блестками, которой закрывали уши и подбородок, завязывая на темени. В селах Землянского уезда женщины и девушки в праздничные дни надевали «кищенки», в будни - носили «шлык» в виде косынки, собранной сзади на вздержку.

Бусы из янтаря, хрусталя, стекла, украшения из лент, шнуров были обязательным дополнением праздничного костюма.

Яркое описание костюма однодворок села Спасское (Супруновка) Воронежского уезда было сделано 3.C. Соколовой:

«Супруновцы являлись все в кисейных, мушками или другим узором рубашках, воротники с накрахмаленными кружевами в четверть шириной. На шее широкая цветная лента, пунцовая, желто-зеленая, оранжевая вершка в 3 шириной, спускавшаяся до пояса и завязывавшаяся бантом почти у всех, а у Никольских как исключение.

По несколько ниток разноцветных хрустальных гранатов, по 3 нитки дорогих янтарей. Юбки шелковые, тканные по коричневому серебром и золотом букетами, или полосатые, шелковые, красными и зелеными полосами и по полосам тканые цветочками. Рубашки у кистей и кисейной оборки перевязывались ткаными лентами, гаруса на шее были унизаны бисером в рисунок. Вокруг талии - широкий, яркий домотканый кушак с узором, концы вышитые шерстью цветами, до подола юбки с левой стороны висела лента широкая. Кокошники, как жар, горели и покрывались поверх шелковыми цветными платками, тоже вытканными золотыми и серебряными цветочками, концы под подбородком торчали, как уши. На ногах разукрашенные пуговками и лентами коты - род туфель с золотыми подковками. Икры обматывались черными бархатными полосами. В руках белый сложенный платочек с кружевами:

- Нечто мы так можем! - качая головой и вздыхая, говорили наши Никольские. - И платочки-то обряжены кружевами! Сколько денег на все надо!

Если не тканые платки, то ярко-желтые гладкие платки покрывались или у многих, кисею накидывали на кокошник до полу. Девчонки, конечно, были без кокошника, в платках, некоторые обвязывали лоб лентой, концы которой позади висели и накрывались кисеей до полу.

Девушки заплетали косы в 8-12 прядей, и в конец вплеталась цветная лента. Косы в большинстве случаев были толстые, прекрасные. Бабы надевали кисейные рубахи под душегрейки без рукавов, с парчовыми проймами или отделанные галунной золотой тесемкой. Покрыты были шторной материей разных цветов. Были больше темно-розовой, малиновой или из парчи с вытканными цветами, или вся золотая... Были многие душегрейки из золотой парчи». (Соколова З.С. Наша жизнь в Никольском. Воронеж. 2004. С.167.)

 

Из этой же книги. 

Крестьяне хутора Новоселовского с с. Сукочево Бирюченского уезда Воронежской губернии. Рисунок СП. Павлова. 1860-е гг. Из собрания РЭМ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из этой же книги. 

Крестьяне  с. Подгорное  Воронежской губернии. Рисунок СП. Павлова. 1860-е гг. Из собрания РЭМ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из этой же книги. 

Крестьяне  Бобровского уезда Воронежской губернии. Рисунок СП. Павлова. 1860-е гг. Из собрания РЭМ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Клёповка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Першино.